Верхнее меню

Основные угрозы экономической безопасности топливно-энергетического комплекса России

Main Threats to Economic Security of Russian Fuel-Energy Complex



В.С. Пашигоров
V.S. Pashigorov
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
a PhD student at the Department of Economy and Management in Services, "SaintPetersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • стратегия экономической безопасности
  • модернизация топливно-энергетического комплекса
  • средства государственного регулирования в области обеспечения экономической и энергетической безопасности
  • внутренние и внешние угрозы энергетической безопасности
  • Keywords:

  • strategy of economic security
  • modernization of fuel-energy complex
  • means of state regulation in providing economic and energy complex security
  • internal and external threats to energy security
  • Выявлены основные угрозы экономической и национальной безопасности государства с позиции влияния топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на различные составляющие безопасности и российскую экономику. Предложена классификация угроз энергетической безопасности, исходя из особенностей функционирования и основных тенденций развития топливно-энергетического комплекса, а также с учетом их взаимовлияния и влияния на совокупность свойств ТЭК.

    We reveal the main threats to economic and national security of the country from the point of view of the influence of fuel-energy complex on various aspects of security and Russian economy. We offer a classification of threats to energy security according to characteristics and the main trends of fuel-energy complex development as well as their mutual influence and influence on the fuel-energy complex features.

    Обзор статьи

    В современных условиях при формировании и реализации новой стратегии экономической безопасности должны отслеживаться и оцениваться как внутренние, так и внешние угрозы энергетической безопасности страны, способные оказать дестабилизирующее влияние на экономику. При этом крайне важно обеспечивать своевременную и достоверную оценку уровня внешней стратегической уязвимости российского топливно-энер-гетического комплекса (ТЭК), оценивать происходящие и возможные международные акции, чреватые ущербом для энергетической безопасности России, подразделяя их на экономически и политически мотивированные, и разрабатывать необходимые меры противодействия. Безусловно, конкретные угрозы для энергетической безопасности России имеют экономическое, социально-политическое, техногенное и природное происхождение. На наш взгляд, представляется целесообразным рассмотреть основные угрозы.
    Экономические угрозы. Важнейшей экономической угрозой энергетической безопасности является дефицит инвестиционных ресурсов, влекущий за собой недостаточные вводы новых мощностей, низкие темпы реконструкции и технического перевооружения в отраслях ТЭК, снижение резервных мощностей и запасов топлива, старение производственного аппарата ТЭК. При этом другими проявлениями экономических угроз являются:
    - неприемлемо высокий для потребителей уровень цен (тарифов) на топливно-энергети-ческие ресурсы и их транспортировку;
    - финансовая дестабилизация в отраслях ТЭК из-за кризиса неплатежей;
    - неустойчивое финансовое положение, связанное с нестабильностью налоговой и экономической политики;
    - нарушение хозяйственных связей по поставкам, в том числе импортным, топлива, материалов, оборудования энергетическим и связанным с ними предприятиям; разрыв кооперационных связей и разрушение единого экономического пространства;
    - высокий уровень энергоёмкости экономики России, который ложится тяжелым прессом на ТЭК и снижает конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке; слабость экономического, а также правового и административного механизмов, не побуждающих потребителей топливно-энер-гетических ресурсов к энергосбережению, поставщиков – к достаточному и эффективному производству и приемлемому качеству топливно-энергетических ресурсов, тех и других – к соблюдению договорной дисциплины;
    - ухудшение состояния сырьевой базы, особенно в нефтяной промышленности, и резкое сокращение геологоразведочных работ;
    - неплатежеспособный спрос и слабость экономических стимулов к первоочередному насыщению внутреннего рынка топливно-энергетических ресурсов;
    - чрезмерная монополизация на рынках топливно-энергетических ресурсов, неэффективность механизма государственного регулирования естественных монополий в ТЭК;
    - предоставление льготных условий иностранным компаниям при освоении нефтегазовых месторождений зачастую в ущерб отечественным предпринимателям и без учета национальной безопасности;
    - энергетическая несбалансированность регионов.
    Социально-политические угрозы внутреннего характера:
    - национальные и региональные конфликты, сопровождаемые военными действиями вблизи объектов ТЭК и диверсиями против них;
    - социальная напряженность (забастовки, движение за вывод из эксплуатации атомных электростанций);
    - противоправные действия региональных властей по ограничению свободного движения топливно-энергетических ресурсов, товаров и услуг между регионами и другие проявления сепаратизма;
    - противоправное вторжение федеральных органов власти в прерогативы регионального уровня управления энергетикой и компетенцию хозяйствующих субъектов.
    К внешним угрозам политического характера относятся:
    - зависимость важнейших экспортных артерий России (трубопроводов, ЛЭП, морских портов и железнодорожных узлов) от политики стран ближнего зарубежья;
    - зависимость энергообеспечения ряда пограничных областей России (Калининградской, Псковской, Омской) от зарубежных государств;
    - дискриминационные меры внешних торговых партнеров по отношению к России и ее субъектам на рынках топливно-энергети-ческих ресурсов;
    - региональные конфликты в мировом сообществе [3].
    В настоящее время и в перспективе остается угроза «традиционных» чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера. Очевидно, что техногенные угрозы обусловлены быстро нарастающим в отраслях ТЭК удельным весом морально устаревшего и физически изношенного оборудования; недостаточным в ряде случаев уровнем квалификации и подготовки кадров ТЭК, приводящим к авариям с тяжелыми последствиями. В результате нарастают угрозы возникновения крупномасштабных аварий, как на энергетических объектах, особенно при их высокой концентрации (системы электро- и теплоснабжения, нефте- и газопроводы, установки по переработке нефти), так и на связанных с ними технологически или пространственно объектах других отраслей. При этом одной из причин нарастания технических угроз является снижение научно-технического потенциала в ТЭК из-за недостаточного финансирования науки [1].
    Природными угрозами энергетической безопасности страны являются:
    - стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, гололедные явления);
    - аномальные проявления природных процессов (суровые зимы, длительная маловодность речного стока), приводящие к локальным или массовым напряженностям в энергобалансе.
    На наш взгляд, для обеспечения энергетической безопасности России требуется создание и поддержание необходимого уровня и состояния производственного потенциала отраслей ТЭК, а также создание экономических механизмов и системы государственного регулирования и использования энергоресурсов внутри страны и их экспорта, которые позволят как в настоящее время, так и на перспективу гарантированно обеспечить надежное топливо- и энергоснабжение в нормальных условиях всех потребителей с приоритетом потребностей населения и социальной сферы, а при чрезвычайных обстоятельствах – населения и потребителей жизненно важных отраслей производственной и социальной сфер.
    Наряду с этим, с целью принятия своевременных и адекватных решений при возникновении нештатных с точки зрения экономической и энергетической безопасности ситуаций, целесообразным является создание эффективной информационной системы на основе социально-экономического мониторинга в топливно-энергетическом комплексе страны, позволяющей отслеживать и фиксировать предельно допустимые уровни отклонения от нормы контролируемых показателей.

    Список использованной литературы

    1. Мясникович М.В. Стратегические направления развития топливно-энергетического комплекса России // Энергосбережение. 2013. № 2. С. 10–16.
    2. Сендеров С.М. Энергетическая безопасность мира и России: предпосылки, возможности, проблемы // Энергетическая политика. М., 2010. Вып. 4/5. С. 20–31.
    3. Шкварок В.М. Теоретические основы и классификация угроз экономической безопасности России: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2009.