Верхнее меню

Стратегии качества в инвестиционной компании

Strategies of Quality in Investment Company



М.С. Бабарин
M.S. Babarin
bami@mail.ru
генеральный директор ЗАО «Инвестиционная компания «Энергокапитал»
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • стратегия качества
  • инвестиционная компания
  • стратегический анализ
  • Keywords:

  • strategy of quality
  • investment company
  • strategic analysis
  • Рассмотрена последовательность формирования стратегии качества в инвестиционной компании. Выявлены и раскрыты основные элементы построения стратегии: установление целей, внешний стратегический анализ макро- и микросреды, внутренний стратегический анализ, SWOT-анализ, выбор и обоснование направления стратегии качества и ее проектов. Внешний стратегический анализ определяет возможности и угрозы для формирования стратегии качества. Для внутреннего стратегического анализа, позволяющего выявить сильные и слабые стороны деятельности в области качества, можно использовать модель самооценки. SWOT-анализ позволяет сформировать стратегические альтернативы и разработать конкретные проекты стратегии качества.

    We consider the sequence of developing the strategy of quality in an investment company. We reveal and dwell on the key elements of strategy development: goal-setting, external strategic analysis of macro- and microenvironment, internal strategic analysis, SWOT-analysis, choice and substantiation of direction for the strategy of quality and its projects. External strategic analysis determines opportunities and threats for forming the strategy of quality. For the internal strategic analysis enabling us to reveal strengths and weaknesses of measures in the quality sphere a model of self-assessment can be used. SWOT-analysis allows us to form strategic alternatives and develop particular projects of the strategy of quality.

    Обзор статьи

    В настоящее время для инвестиционных компаний возрастает актуальность разработки новых видов стратегий. Одним из перспективных направлений становится стратегия качества, позволяющая увеличить удовлетворенность и лояльность клиентов, сохранить и расширить клиентскую базу, повысить имидж компании. Стратегия качества компании по своему существу является функциональной стратегией в достижении общих корпоративных целей и означает целенаправленную деятельность по созданию конкурентных преимуществ и устойчивого положения на рынке за счет фактора качества. Для инвестиционных компаний фактор качества состоит как в высоком качестве предлагаемых инвестиционных продуктов (услуг), так и в эффективной деятельности всей компании в целом, обеспечивающей в конечном итоге высокий имидж компании как надежного партнера, качественно исполняющего свои обязанности.
    Последовательность формирования стратегии качества в инвестиционной компании (ИК) происходит по канонам классического стратегического менеджмента и включает следующие обязательные этапы: установление целей, проведение стратегического анализа, определение возможных и альтернативных направлений развития стратегии в области качества, а также выбор направления стратегии качества и ее конкретных проектов исполнения.
    Процесс установления стратегических целей и ключевых показателей для инвестиционной компании предполагает построение иерархии целей. Обычно на верхний уровень дерева целей инвестиционной компании выносится несколько самых главных общекорпоративных целей, включающих, например: доходы инвестиционной компании, объемы нового комиссионного привлечения, объемы привлеченной ликвидности. Цель стратегии качества ИК состоит в повышении качества и имиджа компании для клиентов и эффективности внутренней деятельности. Представляется целесообразным устанавливать показатели качества с учётом подчинённости, так как правильный «корень» дерева показателей очень важен для того, чтобы всё дерево было «правильным» с точки зрения необходимости, достаточности и сбалансированности. Вариант установленных показателей стратегии качества представлен в табл. 1.
    В результате обобщения информации о внешних тенденциях на рынке инвестиционных услуг [2; 3; 4; 6] можно выделить основные ключевые факторы, формирующие возможности и угрозы для инвестиционной компании в настоящий период времени, которые представлены в табл. 2.
    Для стратегии качества ИК наиболее важными возможностями по реализации данной стратегии на современном этапе являются: повышение чувствительности клиентов к качеству, появление новых потребностей и инноваций, рост сбережений населения для целей инвестирования. Угрозами для развития стратегии качества являются усиление конкуренции, финансовые кризисы и спад фондового рынка, которые могут снизить интерес заинтересованных сторон к качеству и перевести стратегические ориентиры в сторону количества и цен.
    Внутренний стратегический анализ деятельности инвестиционной компании может быть проведен по критериям модели Премии по качеству и позволит выявить сильные и слабые стороны деятельности [5]. В табл. 3 представлена характеристика сильных сторон деятельности ИК в разрезе девяти критериев, отсутствие сильных сторон будет означать слабость деятельности в области качества.

    Список использованной литературы

    1. Бабарин М.С. Самооценка инвестиционной компании как инструмент стратегического анализа // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 127–130.
    2. Обзор рынка инвестиционных компаний за первое полугодие 2012 года // Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: [сайт]. URL: http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/21_09_ 12/invest_1p_2012_21_09_12.pdf (дата обращения: 22.01.2014)
    3. Обзор рынка инвестиционных компаний за первое полугодие 2013 г. // Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: [сайт]. URL: http://www.raexpert.ru/researches/invest_ companies/ic_1h2013/ (дата обращения: 22.01.2014)
    4. Обзор финансового рынка. Первое по-лугодие 2013 года // Департамент исследова-ний и информации Банка России: [сайт]. URL: http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/ fin_mark_01-2013.pdf?pid=finmarket&sid= ITM_49584 (дата обращения: 22.01.2014)
    5. Окрепилов В.В. Экономика качества. СПб.: Наука, 2011.
    6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов // Ми-нистерство экономического развития Россий-ской Федерации: [сайт]. URL: http://www. economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/ mer/activity/sections/macro/prognoz/ doc20130924_5 (дата обращения: 22.01.2014)