Верхнее меню

Рынок корпоративных финансов

Market of Corporate Finance



В.А. Черненко
С.В. Юрьев
V.A. Chernenko
S.V. Yuriev
chernenko1003@yandex.ru
piton1982@yandex.ru
зав. кафедрой корпоративных финансов и оценки бизнеса ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ
старший преподаватель кафедры мировой экономики, международных отношений и туризма ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • корпоративные финансы
  • рынок финансов
  • своп
  • деривативы
  • Keywords:

  • corporate finance
  • market of finance
  • swap
  • derivatives
  • Анализируется деятельность рынка корпоративных финансов и вопросы номенклатуры финансового рынка. В контексте теорий финансового менеджмента исследуются существующие институты рынка корпоративных финансов.

    We analyze the activity of corporate finance market and issues of financial market nomenclature. Current institutions of corporate finance market are researched in the context of financial management theory.

    Обзор статьи

    В современной экономике трансформация сбережений в инвестиции осуществляется через рынок финансов. Экономические субъекты, сберегающие часть своего дохода, покупают разного рода финансовые титулы (ценные бумаги), различающиеся по набору прав и обязанностей, возникающих у их собственника. Создают (эмитируют) и продают финансовые титулы юридические лица, которым для поддержания и развития своей экономической активности не достаточно собственных средств [1].
    Эффективность национальной экономики существенно зависит от уровня развития ее финансового рынка. Во многом благодаря хорошо функционирующему рынку финансов, США не уступают другим экономически развитым странам по темпам роста, имея по сравнению с ними более низкую норму сбережений.
    Современный финансовый рынок в России начал формироваться с начала 1990-х гг. и, несмотря на его быстрое развитие, он еще не выполняет в полной мере своих функций. Основным источником инвестиций российских компаний остаются собственные средства или займы и размещение акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. В связи с этим 1 июня 2011 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на 2012–2014 годы. Целью настоящей Стратегии является превращение финансового рынка в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора с одновременным созданием условий для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем. Важнейшим условием достижения поставленной цели является формирование благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость нормативного регулирования и правоприменения.
    В зависимости от предмета сделок рынок финансов делится на рынки денег, капитала и деривативов. Рынки денег и капитала различаются на основе продолжительности привлечения экономическими субъектами внешних средств для своей деятельности: до одного года их можно получить на рынке денег, а на более продолжительный срок – на рынке капитала. На рынок денег экономические субъекты обращаются для поддержания (выравнивания) своей платежеспособности, а на рынок капитала – за инвестициями. Рынок деривативов сформировался внутри финансового рынка в последней четверти ХХ в. На нем торгуют не самими финансовыми титулами (базовыми активами), а договорами об операциях с ними в будущем на оговоренных в настоящее время условиях (цена, объем, расчетная валюта и т.п.) [1].
    Другой основой структуризации рынка финансов является форма организации торгов. Рынок, на котором эмитент ценной бумаги получает деньги от ее покупателя, называется первичным рынком. Если покупатель ценной бумаги захочет продать ее, то он предлагает ее на вторичном рынке, на который эмитент не обязан выходить. На вторичном рынке держатели ценных бумаг продают их друг другу; это освобождает эмитента от необходимости выкупать размещенные им ценные бумаги, но при желании он может это делать. Продавцы ценных бумаг на первичном рынке являются инвесторами в реальный капитал, в то время как покупатели на вторичном рынке инвестируют свои сбережения в финансовые активы.
    Вторичный рынок ценных бумаг, в свою очередь, делится на биржевой и внебиржевой. Биржевая торговля организована по определенным правилам и ведется специалистами – брокерами, которые действуют по поручению и за счет клиентов.
    Преобладающая часть оборота ценных бумаг совершается на биржах. Мировыми лидерами по объему сделок являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская фондовые биржи. В России в настоящее время организованный сектор финансового рынка в основном представляют две биржи: Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) и Российская торговая система (РТС), которые являются универсальными биржами, осуществляющими торги во всех основных сегментах финансового рынка.
    Обращающиеся на рынке финансов ценные бумаги (векселя, депозитные сертификаты, закладные, облигации, акции, варранты, депозитарные расписки, фьючерсы, опционы, свопы и др.) служат инструментами финансового менеджмента. Их разнообразие расширяет возможности привлечения сбережений и обеспечивает гибкость инвестиционно-финан-совой политики фирм. Все базовые финансовые активы делятся на две группы в зависимости от того, какой способ привлечения экономическим субъектом внешних средств они представляют – кредит или внешнее капиталовложение [3].
    При использовании кредитного финансирования заемщик эмитирует долговые ценные бумаги, наиболее известной из которых является облигация. Ее покупатель имеет право на гарантированные периодические доходы (проценты) в течение срока обращения облигации и на сумму ее гашения в конце этого срока. В случае банкротства заемщика кредитор имеет преимущественное право на капитал банкрота.
    При использовании внешних вложений фирма эмитирует акции, и их покупатели становятся сособственниками фирмы. Держатель акции имеет право на участие в распределении чистых доходов фирмы (дивидендов) в течение всего срока ее функционирования и ценности имущества, оставшейся после расчетов с кредиторами, при ликвидации фирмы. В отличие от облигации доход на акцию не гарантируется, а является стохастической величиной; в этом смысле акция – рисковая ценная бумага. Акционер имеет право на получение информации о текущем экономическом положении фирмы и проектах ее развития, а также может участвовать в управлении фирмой посредством решений собрания акционеров.

    Список использованной литературы

    1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М., 2012. 122 с.
    2. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. СПб., 2011. 144 с.
    3. Пайк Р., Нил Б. Корпоративные финансы и инвестирование. СПб., 2011. 211 с.