Верхнее меню

Инновационный подход к оценке стоимости информационных ресурсов

Innovation Approach to Assessing Information Resources Cost



В.В. Макаров
В.И. Гусев
V.V. Makarov
V.I. Gusev
akad.makarov@mail.ru
vi.gusev@mail.ru
зав. кафедрой экономики и управления в связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры экономики и управления в связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат экономических наук
Head of the Department of Economics and Management in Communications at the Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications, Honoured Science Worker, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Economics and Management in Communications, Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • информационные ресурсы
  • продукт
  • стоимость
  • затраты
  • производство
  • Keywords:

  • information resources
  • product
  • cost
  • expenses
  • production
  • Исследуются методические подходы к оценке стоимости информационных ресурсов в зависимости от формы их использования и сферы применения.

    We research methodological approaches to assessing the cost of information resources depending on the way they are used and the sphere of application.

    Обзор статьи

    Информация материализуется в экономике как товар или услуга (в виде информационных продуктов), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности.
    Учитывая прикладное применение различной информации, функционирующей в телекоммуникационных сетях, можно обоснованно утверждать, что она становится нематериальным ресурсным активом, используемым в самой разнообразной деятельности различных государственных, общественных, коммерческих и иных структур. Таким образом, появляется необходимость оценки этого ресурса, т.е. определение его потенциала и фактической стоимости в общем объёме активов, используемых в экономической и (или) коммерческой деятельности.
    Соответственно, при определении стоимости востребованного объёма информации часто возникают противоречия между собственниками интеллектуального продукта, производителями и потребителями информации, использующими данную информацию для материализации конечного продукта (в том числе, например, определение издержек на содержание каналов связи, стоимости создания, переработки, транспортировки информации и т.д.), хотя все субъекты правоотношений понимают, что любой товар, реализуемый на рынке, включает в себя информационную основу, которая имеет бóльшую или ме́ньшую экономическую оценку в общей стоимости товара.
    Стоимость затрат на производство всех видов продукции и услуг, таким образом, должна включать в себя затраты на используемую информацию (авторские отчисления, лицензирование технологий, программного обеспечения и т.п.) и затраты на материализацию информации (услуги посредников, используемые материальные и людские ресурсы, энергоресурсы), которые, как правило, включаются в себестоимость конечной продукции. Формы использования информации в экономике разнообразны – на производстве она материализуется в различных продуктах, в неовеществлённой форме становится интеллектуальным капиталом, в том числе в виде информационных продуктов и услуг, уникальных знаний и умений людей [3].
    Информация как экономический ресурс в общественном потреблении и на производстве используется различными способами, результатом чего является многообразие форм её использования и расчётов стоимости в конечном продукте или услуге. Овеществлённые информация и знания выступают в качестве объекта собственности, в то время как знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к общедоступным благам, общественная значимость которых является залогом дальнейшего научно-технического развития мирового сообщества.
    При создании информационных продуктов основным средством производства нематериальных ресурсов выступает человеческий интеллект, представляющий собой уникальную способность человека, переосмысливая существующие знания, создавать новые знания, выстраивать логические умозаключения в виде новых идей, открытий, изобретений, технологий и т.п., что позволяет производителю таких интеллектуальных продуктов становиться участником экономических отношений наравне с обладателями материальных ресурсов [2]. Поэтому такой продукт скорее следует назвать не информационным, а коммуникативно-информационным. Таким образом, характерной особенностью процесса коммуникативно-информационного производства является его субъективность и отсутствие прямой зависимости между материальными затратами и оценкой конечной стоимости результатов производства новой информации и нематериальных ресурсов.
    При использовании информационного пространства можно достаточно чётко разделить применение информационных ресурсов для коммерческих и некоммерческих целей:
    1. Коммерческие информационные ресурсы используются участниками рыночной деятельности (производители продукта, потребители, посредники, авторы и т.д.) и предназначены для получения дохода в том или ином виде за счёт коммерциализации тех или иных результатов интеллектуальной деятельности с возможностью выхода на рынок потребителей предлагаемого ресурса. В этом случае все коммуникативные связи ориентированы на экономически активных участников, заинтересованных в развитии определённого направления коммерческой деятельности с получением той или иной выгоды за счёт заинтересованной целевой аудитории.
    2. Некоммерческие информационные ресурсы содержат информацию для посетителей об общественных и деловых событиях, формируют благоприятную общественную и деловую среду, способствующую социальной активности населения, размещают различную бизнес-информацию, стимулирующую коммуникативное взаимодействие с органами власти и с представителями бизнеса, что тем или иным образом ориентирует посетителей к участию в коммерческих коммуникационных сетях.

    Список использованной литературы

    1. Макаров В.В. Управление инновациями и обеспечение качества в отрасли ИКТ: монография. СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. 164 с.
    2. Макаров В.В., Гусев В.И., Воронин А.Г. Методологическая парадигма исследования интеллектуального капитала в условиях информационного общества // Российский гуманитарный журнал. 2012. № 1. Т. 1. С. 78–83.
    3. Макаров В.В., Семёнова М.В., Ястребов А.С. Интеллектуальный капитал. Материализация интеллектуальных ресурсов в глобальной экономике: монография / под ред. В.В.Макарова. СПб.: Политехника, 2012. 688 с.: ил.