Верхнее меню

Основы теории управления в области профессионального образования в условиях рыночной экономики

Fundamentals of Management Theory in Professional Education under Market Economy



В.А. Калинушкина
V.A. Kalinushkina
kalinushkina.v.a@ya.ru
старший преподаватель кафедры финансового менеджмента Северо-Западного института управления ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • образовательная услуга
  • образовательные учреждения
  • рынок труда
  • решение задач инновационного развития
  • проектно-деятельностная парадигма
  • территориальная система образования
  • Keywords:

  • educational service; educational institutions
  • labour market
  • solving innovation development problems
  • development and activity paradigm
  • territorial system of education
  • Рассмотрены актуальные проблемы управления системой профессионального образования. Исследованы и систематизированы фундаментальные положения, составляющие базовый компонент проектно-деятельностной парадигмы инновационного развития образования.

    We research relevant problems of managing the system of professional education. We consider and systemize the foundations making up the basis of development and activity paradigm of innovation development of education.

    Обзор статьи

    Важным вопросом при исследовании сферы образования является определение базовых понятий: потребители образовательных услуг, образовательные услуги, рынок образовательных услуг. В экономической литературе дается следующее определение образовательной услуги – это комплекс научной и учебной информации, передаваемой пользователю в виде знаний специального и общеобразовательного характера, умений и практических навыков для дальнейшего применения [7]. Это понятие ограничивается определением потребителя и не учитывает, что образовательные услуги формируются в процессе научно-педагогического труда и его результатом является образовательный продукт. Он является неотъемлемой частью интеллектуального продукта, адаптированным к определенному сегменту образовательных услуг. Образовательная услуга, в свою очередь, как результат управленческой, учебной и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, нацелена на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, удовлетворение производственного спроса предложениями специалистов высокого уровня и спроса различных категорий граждан на получение профессии, квалификации, переквалификации [4].
    Одним из успешно развивающихся методов решения задач инновационного развития образования является сетевая система организации. Ее достоинства заключаются в возможности интенсивного целенаправленного обмена знаниями, информацией, научными проектами.
    Данная форма организации профессионального педагогического сообщества объединяет организационно-методическую, управленческую, практико-педагогическую и научную позиции, создает институциональную структуру, способную поддерживать устойчивость инновационных процессов, обеспечивать главенствующую функцию образования, в частности, в социокультурном развитии региона.
    Определение новых целей в образовании взрослых людей основывается на базе ряда возможных ответов на вопросы о кризисе образования, кризисе традиционных форм его осмысления и рассмотрения различных парадигм. В этих условиях проектно-деятельностная парадигма, составляющая теоретико-методологическую основу проектно-сетевого института инновационного образования, – это не только рефлексия, но и прогноз, проекция, выявление того, чего еще нет, но что будет складываться и может утвердиться в будущем. Базовыми компонентами проектно-деятельностной парадигмы выступают три фундаментальных положения:
    1) проектно-деятельностный подход;
    2) гуманитарно-антропологический подход;
    3) андрагогическая модель обучения взрослых.
    Андрагогическая модель выступает наиболее важным фактором возрастания компетентности взрослого образованного народонаселения до уровня эффективной деятельности специалистов определенного сегмента, адекватной условиям постоянных изменений окружающего мира.
    Отличительной чертой применения андрагогической модели образования взрослых является новое содержание (проектно ориентированное) и новые принципы образования взрослых: опережения, добровольности и осмысленности, единства предметности и деятельности и др. [6].
    К образовательным эффектам реализуемого проекта следует отнести развитие педагогического потенциала региональной системы образования на основе подготовки педагогов нового типа, имеющих проектные практикопреобразующие компетенции и высокий уровень готовности к инновационной деятельности; организацию на основе проектно-деятельностной кооперации профессионально-педагогических сообществ, способных оказывать влияние на сущностные изменения социальных отношений в профессиональном сообществе в условиях новой государственной стратегии развития образования [6].

    Список использованной литературы

    1. Захарова И.В. Маркетинг образовательных услуг. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2008. 172 с.
    2. Захарова И.В. Территориальная система образования: административно-маркетин-говое управление. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 169 c.
    3. Катькало B.C. Российское образование: институциональная структура, кадры, связи с бизнесом // Вестник Санкт-Петер-бургского университета. 2004. Сер. 5. Вып. 4. № 26.
    4. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Междисциплинарный словарь терминологии. Воронеж, 1995. С. 66–67.
    5. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М.: Наука, 1979.
    6. Скрябина Н.Ю. К вопросу об образовательной политике и модернизации образования // Образование. Наука. Инновации: Южное направление. 2012. № 1(21). С. 31–36.
    7. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение. М., 2004.