Верхнее меню

Базовое эстетическое воспитание молодежи на общемировых культурных ценностях как необходимое условие всесторонне образованного человека

BASIC YOUTH AESTHETIC EDUCATION BASED ON WORLD CULTURAL VALUES AS NECESSARY PREREQUISITE FOR POLYMATHIC PERSON



С.М. Симина
S.M. Simina
simas72@yandex.ru
профессор кафедры живописи и реставрации Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, профессор, член-корреспондент РАЕН, член Союза художников России
professor, the Department of Painting and Restoration, St. Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, member of Russian Academy of Natural Sciences, member of Russian Commonwealth of artists
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • творческие способности
  • эстетическое воспитание
  • творческий всесторонне образованный человек
  • культурные проекты
  • интерактивные формы обучения
  • Keywords:

  • creativity
  • aesthetic education
  • creative polymathic person
  • cultural projects
  • interactive teaching methods
  • Рассматриваются вопросы воспитания талантливой молодежи, выявляются основные качества творческих всесторонне образованных молодых людей. Анализируется опыт Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица по работе с талантливыми студентами через их эстетическое развитие на основе общемировых культурных ценностей.

    We consider issues of educating talented youth and reveal key characteristics of creative polymathic young people. We analyze the experience of St. Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design concerning the work with talented students via their aesthetic education based on world cultural values.

    Обзор статьи

    Современная социокультурная ситуация в мире и особые условия российской действительности выдвигают требования к формированию человека нового социокультурного типа. Гражданскому обществу необходимо формирование жизнеспособной, творческой, гуманистически ориентированной индивидуальности. Роль искусства как педагогического средства в этой ситуации трудно переоценить. Не случайно полифункциональная природа искусства является основой многогранного всестороннего воздействия на личность человека.
    В зависимости от конкретно-исторических условий, общество в явном или не явном виде формирует идеал и модель всесторонне образованного, культурного человека, ориентируясь на которого организуется система воспитания в семье, школе и других социальных институтах. В стремительно меняющемся мире, чтобы идти в ногу со временем, необходимы новые методы и средства образования и воспитания или использование на новом уровне методов традиционных, хорошо себя зарекомендовавших, проверенных временем. И, конечно, творческий подход к их использованию, если мы стремимся получить творческого всесторонне образованного человека.
    Прежде всего, необходимо ответить на вопросы: Кто такой этот творческий всесторонне образованный человек? Какими качествами он должен обладать? Что сегодня молодому человеку необходимо для реализации своей личности?
    На наш взгляд, среди качеств творческого всесторонне образованного человека основными являются следующие:
    1. Успешность в решении социальных и личностных задач.
    2. Вариативность мышления.
    3. Способность адаптации в новых социально-экономических условиях.
    4. Способность понимания стратегических ориентиров развития общества (ориентация в будущее).
    5. Социальная мобильность, готовность к освоению смежных и новых специальностей.
    6. Духовность, осознание ценностей и смысла жизни.
    7. Готовность к выполнению различных социальных ролей: семейных, профессиональных, гражданских.
    8. Национальное самосознание
    9. Готовность конструировать и реформировать социальную реальность.
    В связи с этим возникает вопрос, как же следует воспитать человека, чтобы он обладал перечисленными качествами?
    Каждое поколение вынуждено решать эту проблему по-новому, с учетом изменяющихся условий жизни и тех задач, которые ставит перед педагогом общество. Рассмотрим роль искусства в этом процессе.
    Искусство в системе профессионального образования всегда занимало значительное место. Это одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры, особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, связанных с человеком. Не стоит сбрасывать со счетов искусство как средство развития и восприятия и сегодня. Через взаимодействие с искусством человек развивает в себе такие важные качества, как эмоциональная подвижность, творческая активность, человеколюбие, позитивность, толерантность, расширяет кругозор, формирует умения концептуального и прикладного мышления.
    Рассмотрим человека, который знает 10 или 20 языков, обладает энциклопедическими знаниями во всех сферах деятельности человека, но не может их использовать для создания чего-то нового, до сих пор никому неизвестного. Этот человек – прекрасный исполнитель, но фигура статичная. Нужен нам такой человек – конечно нужен, ведь он носитель знаний, своеобразная «библиотека», приносящая огромную пользу человечеству. Можем ли мы отнести его к творческой элите нашего общества – конечно нет.
    Рассмотрим другого человека – человек имеет знаний мало, но может ими распорядится, как, например, легендарная личность Кулибин. Он смог создать нечто новое, являясь фигурой динамичной и творческой. Возникает вопрос, относится ли такой человек к творческой элите?
    На наш взгляд, к творческой элите относятся люди, которые имеют энциклопедические знания и могут распорядиться ими творчески, создавая нечто новое на благо своей страны, человечества. Фигура, соединяющая в себе статику и динамику. Примеров таких людей множество. Яркий представитель – Михаил Юрьевич Ломоносов.

    Список использованной литературы

    1. Богданова Р.У., Смирнова Н.В. Проектный подход в социально-значимой деятельности студентов. СПб.: Изд-во АНО «Центр информации образования», 2009. 96 с.
    2. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – начало XX века / сост. В.Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. СПб.: Лениздат, 1998.
    3. Прохоренко Г., Власова Г. Музей барона Штиглица: Прошлое и настоящее. СПб.: Сезар, 1994. (Жемчужины Петербурга).
    4. Тыжненко Т.Е. Максимилиан Месмахер (серия: Зодчие нашего города). Л.: Лениздат, 1984.