Верхнее меню

Влияние глобализации на формирование и реализацию конкурентных преимуществ национальной экономики

Influence of Globalization on Forming and Implementing Competitive Advantages of National Economy



Н.А. Михайлова
А.Б. Камышова
N.A. Mikhailova
A.B. Kamyshova
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры общей экономической теории ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» dekanat205@yandex.ru
доцент кафедры общей экономической теории ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, доцент
candidate for PhD, the Department of General Economic Theory, St. Petersburg State University of Economics
an Associate Professor at Overall Economic Theory Department, "Saint-Petersburg State University of Economics", Doctor of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • глобализация
  • конкурентные преимущества
  • регионализация
  • гиперконкуренция
  • транснациональные компании
  • глобальные инновационные гиперконкурентные компании
  • инновации
  • Keywords:

  • globalization
  • competitive advantages
  • regionalization
  • hyper competition;
  • multinationals
  • global innovation hyper competitive companies
  • innovations
  • Рассматриваются теоретические аспекты влияния процесса глобализации на формирование и трансформацию конкурентных преимуществ национальной экономики. Исследуются возможности, перспективы и негативные воздействия глобализации на экономику национального государства. Анализируется влияние наднациональных институтов на структуру конкурентных преимуществ национальной экономики.

    We consider theoretical aspects of the influence of globalization on the formation and transformation of competitive advantages of the national economy. Opportunities, prospects and negative influence of globalization on national economy are studied. The influence of supranational institutions on the structure of competitive advantages of national economy is analyzed.

    Обзор статьи

    Изучение современных подходов к анализу конкурентных преимуществ и международной торговли неразрывно связано с исследованием такого явления, как глобализация. Глобализация представляет собой одну из важнейших тенденций мировой экономики, утвердившейся на рубеже прошлых и нынешних веков. Данной проблеме посвящено множество научно-исследовательских публикаций. Однако до сих пор не сложилось единого мнения относительно возможностей, вызовов, перспектив, негативных и позитивных последствий воздействия глобализации на экономику как отдельно взятого национального государства, так и на мировое сообщество в целом. Неоднозначность вызвана сложностью, противоречивостью, многогранностью и изменчивостью данного процесса во времени.
    Под конкурентными преимуществами следует понимать количественную или качественную разницу какой-либо имеющейся изначально или созданной ценности у одной страны по сравнению с другой. Однако в условиях глобализации меняется структура мировой торговли. Мировой спрос смещается в пользу высокотехнологичной продукции. Конкурентные преимущества в виде количественных факторов производства (сырье, неквалифицированная рабочая сила) не способны создавать товары с высокой добавочной стоимостью. На смену количественным приходят качественные конкурентные преимущества, представленные квалифицированной рабочей силой, информационными ресурсами, развитой инфраструктурой. Таким образом, меняется структура занятости, растет доля занятых в наукоёмких отраслях промышленности, повышается роль человеческого капитала. Происходит массовая автоматизация и интеллектуализация производственных процессов, повышается производительность труда. Информация становится важным фактором производства и конкурентным преимуществом страны.
    В условиях глобализации происходит расширение степени открытости национальной экономики. Снижается роль государства в области повышения конкурентоспособности отечественных производителей посредством проведения таможенной политики, государственных закупок, трансфертов, целевых программ. Глобализация оказывает влияние как на внутринациональные, так и наднациональные отношения. Поэтому формирование эффективных мер государственного регулирования невозможно без учета изменений, происходящих на всех структурных уровнях [5].
    Первым исследователем, приступившим к изучению проблемы глобализации экономики, является американский ученый Т. Левитт [13]. Исследование роли и места на мировом рынке глобальных корпораций ложится в основу статьи «Глобализация рынков» 1983 года. Конкурентным преимуществом глобальных корпораций, по мнению ученого, является экономия на масштабах производства и возможность унифицировать предложение. Глобализация приводит к тому, что вкусы и предпочтения потребителей становятся схожими, поэтому глобальный рынок, по мнению Левитта, – это рынок дешевых стандартизированных товаров. Таким образом, глобализация представляет собой проявление рыночных стратегий транснациональных компаний.

    Список использованной литературы

    1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1999. С. 827.
    2. Вафина Н.Х. Транснационализация производства в свете теории самоорганизации экономических систем. М.: Изд-во КГФИ, 2002. 316 с.
    3. Вафина Н.Х. Транснационализация производства: методология и теория: дис. … д-ра экон. наук. М., 2003. 424 с.
    4. Дятлов С.А. Глобальная инновационная гиперконкуренция как фактор трансформации и развития экономических систем // Теоретическая экономика. 2012. № 6. С. 39–54.
    5. Камышова А.Б., Погорельская Л.Н. Сочетание плановых и рыночных начал в государственном регулировании современной российской экономики // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петер-бург). 2013. № 1. С. 14–17.
    6. Кузнецов А.В. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект. М.: КомКнига, 2007. 288 с.
    7. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. М.: Изд-во Финанс. акад. при Правительстве РФ, 2001. 316 с.
    8. Мосей Г. Влияние глобализации и регионализации на таможенную политику государства // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3. Территориальное управление: государственное, региональное, муниципальное и территориальное общественное управление: [сайт]. URL: http:// vasilievaa.narod.ru/5_3_03.htm (дата обращения: 23.05.2015).
    9. Паньков В.С. Глобализация экономики: некоторые дискуссионные вопросы // Безопасность Евразии. 2008. № 1. С. 221–245.
    10. Шимаи М. Государство и транснациональные компании // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 4. Территориальное управление: государственное, региональное, муниципальное и территориальное общественное управление: [сайт]. URL: http:// vasilievaa.narod.ru/10_4_99.htm (дата обращения: 23.05.2015).
    11. Aveni R. Hypercompetition: Managing the Dynamics of Strategic Maneuvering. New York: The Free Press, 1994.
    12. D’Aveni and the art of business // The Times. 2008. 28 February. URL: http://daveni. tuck.dartmouth.edu/uploads/documents/times-daveni-2008.pdf (дата обращения: 23.05.2015).
    13. Levitt Th. The Globalization of Markets // Harvard Business Review. 1983. № 5–6. Р. 92–102.