Верхнее меню

Модернизация системы поддержки инновационного потенциала малого предпринимательства в России

Modernization of System of Support of Innovation Potential of Small Business in Russia



И.Ю. Левитина
В.А. Левитин
I.Yu. Levitina
V.A. Levitin
irinalevitina@rambler.ru
irinalevitina@rambler.ru
зав. кафедрой экономики и менеджмента Тихвинского филиала ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
генеральный директор ООО «Научно-производственная фирма "Керолан"», доцент кафедры экономики организаций и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат физико-математических наук
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • малое предпринимательство
  • национальная инновационная система
  • финансирование инновационной активности
  • эффективность программ поддержки
  • Keywords:

  • small business
  • national innovation system
  • innovation activity funding
  • effectiveness of support programs
  • Исследуется система поддержки инновационного потенциала малого бизнеса в современной России. Рассматривая процесс перехода к проектной технологии финансирования инновационной активности, авторы отмечают проблему выбора приоритетов и оценки отсроченных эффектов, возникающую при отборе проектов для финансирования. Авторы предлагают учитывать отсроченные синергетические эффекты за счет формирования технологической и деловой инфраструктуры, соответствующей передовым мировым образцам, так как они обеспечивают наиболее высокую бюджетную эффективность.

    We look at the system of support of innovation potential of small business in modern Russia. Considering the transition process to the project technology of funding innovation activity, we state the problem of choosing the priorities and assessing deferred effects arising when selecting projects for financing. We propose to take into consideration the deferred synergetic effects by forming technological and business infrastructure corresponding to the best world practice, as they ensure the highest degree of budget efficiency.

    Обзор статьи

    Общеизвестно, что разработка и внедрение технологических инноваций является решающим фактором социального и экономического развития в современном мире, залогом экономической и национальной безопасности страны, поэтому переход к инновационному развитию определён как основная цель государственной политики России в области развития науки и технологий [1].
    Способ достижения данной цели – формирование развития национальной инновационной системы с выделением трех основных направлений, по которым проводится данная работа: генерация знаний, разработка технологий и их коммерциализация [3]. «Генерация знаний» реализуется через систему проблемно-ориентированных поисковых исследований, поддержку научно-организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, а также создание научно-образовательных комплексов. «Разработка технологий» ориентирует на финансовую и методическую поддержку научных исследований и разработок. Традиционно для России самая проблемная составляющая – «коммерциализация технологий». Формировать эту систему предлагается через создание и развитие эффективных механизмов государственно-частного партнёрства.
    Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:
    - совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;
    - участия в финансировании инновационных проектов, объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства за счет средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
    - организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;
    - создания льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов [5].
    В настоящее время в России уже сформирована инфраструктура, необходимая для реализации инновационной политики. Ее финансовую основу формирует Банк развития (БР), главными задачами которого являются финансирование инфраструктурных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта. Он участвует в экспертизе крупных инвестиционных проектов, их сопровождении, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний. Для поддержки средних и малых инновационных проектов Правительство РФ учредило «Российскую венчурную компанию» (РВК) [2]. Финансовую поддержку инноваций в традиционных отраслях обеспечивают бюджетные и внебюджетные фонды, такие как фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и российский фонд технологического развития (РФТР).

    Список использованной литературы

    1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы // Правовая система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70287190/ #block_1000#ixzz32W90HhPZ (дата обращения: 12.05.2014)
    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. № 516 «Об открытом акционерном обществе "Российская венчурная компания"» // ОАО «РБК»: [сайт]. URL: www.rusventure.ru/company/legal-basis/2-auth516.pdf (дата обращения: 12.05.2014)
    3. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Барышева А.В. Инновации / А.В. Барышева, К.В. Балдин, С.Н. Галдицкая, И.И. Передеряев. М.: Дашков и К°, 2007. 382 с.
    5. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации // Лучшее интернет-сми о науке, образовании, инновациях. URL: http://www.strf.ru/ (дата обращения: 12.05.2014)
    6. Солонцев О., Ивантер А. Шанс не зарыть деньги // Эксперт. 2007. № 8 (549). 26 февраля.
    7. Трофимова О.М. Теоретические предпосылки формирования территориально-производственных систем в регионе // Вопросы управления. 2011. № 4(17).