Верхнее меню

Стратегия развития нефтегазового комплекса в обеспечении экономической безопасности России

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF OIL AND GAS COMPLEX IN ENSURING ECONOMIC SECURITY



В.И. Сигов
А.А. Николаев
V.I. Sigov
A.A. Nikolaev
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
аспирант кафедры экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
head of the Department of Economics of Labor, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, professor
candidate for PhD, the Department of Economics of Labor, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экономическая безопасность
  • нефтегазовый комплекс
  • энергетический комплекс
  • рынок энергоресурсов
  • Keywords:

  • economic security
  • oil and gas complex
  • fuel and energy complex
  • energy resources market
  • Рассматривается место и значение нефтегазового комплекса в обеспечении экономической безопасности России, проводится анализ стратегии формирования и развития нефтегазового комплекса России на фоне падения цен на рынке энергоресурсов.

    We consider the place and the significance of the oil and gas complex in ensuring the economic security of Russia, analyze the strategy of forming and developing the oil and gas complex at the background of falling prices at energy resources market.

    Обзор статьи

    Одной из основных задач стратегии национальной безопасности России в крайне сложных экономических условиях является на сегодня сокращение уровня зависимости национальной экономики от состояния мирового рынка энергоресурсов, т.е. зависимости экономического развития от экспортно-сырье-вого потенциала страны.
    В настоящее время необходимо как можно быстрее обозначить приоритетные задачи в этом направлении, на решение которых должны быть направлены главные силы, т.к. уже понятно, что мировая экономика входит в период обострения негативных прогнозов касательно стабильности мировой экономики и финансовых рынков, а негативные тенденции в экономике России могут сказаться как на обороноспособности страны, так и на её роли во внешней политике.
    В обновлённой стратегии национальной безопасности России, подписанной 31 декабря 2015 года Президентом России В.В. Путиным, «…низкая конкурентоспособность и сырьевая зависимость экономики, инспирирование "цветных революций" и практика свержения легитимных политических режимов», названы главными вызовами для России [2]. Если правительство России не найдёт возможности и силы этому противостоять, нас может ждать другая страна, в которой будет другая финансовая система, другая экономика, что в целом скажется на национальной безопасности российского государства [4].
    Существующая сегодня экономическая доктрина России выглядит следующим образом: в её центре – цена на нефть, которая ещё долго не будет дорожать, поэтому нужно умеренно снижать курс рубля. Денежно-кредит-ная политика также предельно жёсткая, потому что необходимо бороться с ростом цен, и есть целевой ориентир – потребительская инфляция на уровне 5,5%–6,5%. Особой проблемой для российской финансовой системы остаётся устойчивость расчётных уровней рублёвой цены на нефть (баррель Brent не ниже 2800 руб./барр.). Сохранение подобной ситуации в течение длительного времени создаст дополнительные риски для экономики Российской Федерации.
    Необходимо предпринять конкретные шаги для перехода от сырьевой к постиндустриальной экономике России, включающие в себя изменение политики Центробанка РФ, административную, налоговую и земельную реформы, пересмотр подходов к формированию федерального бюджета РФ, насыщение экономики денежной массой, снижение административных барьеров.
    Государству необходимо отказаться от урезания инвестиционной составляющей бюджета (что имело место в последние 2-3 года, оказав весьма негативное влияние на деловую активность бизнеса). Более того, в ближайшие 5-7 лет необходимо планомерно увеличивать объём государственных инвестиций в проекты, реализация которых создаст мультипликативный эффект для развития смежных отраслей экономики. Речь идёт, прежде всего, об инфраструктурных проектах по развитию автодорог, железнодорожной сети, аэропортов и морских портов, реализация которых позволит устранить ограничения, сдерживающие предпринимательскую активность в регионах РФ, а также о проектах, направленных на развитие импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве [1].
    Необходимо провести масштабную ревизию работы всех институтов развития. Мировая практика показывает, что подобные структуры стимулируют инновационный процесс, способствуют развитию инфраструктуры, оказывают влияние на формирование тех сегментов рынка, которые стратегически важны для поддержания конкурентоспособности страны, помогают сглаживать региональные диспропорции социально-экономического развития, обеспечить экономическую безопасность [1].

    Список использованной литературы

    1. Аксаков А. Нужна новая парадигма развития // Вести. Экономика: [сайт]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/68355 (дата обращения: 09.03.2016).
    2. Аналитический обзор «Финам.ru» // Информационное агентство «РБК»: [сайт]. URL: http://www.rbc.ru/politics/19/01/2016/ 569df7109a79471dc08c2922 (дата обращения: 19.01.2016).
    3. Исаев Н. Новый НЭП: лекарство от «нефтяной иглы» // Вести. Экономика: [сайт]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/69058 (дата обращения: 25.03.2016).
    4. Киевич А.В. Нефть разворачивается: сценарии и прогнозы для экономики России // Современные аспекты экономики. 2015. № 2 (210). С. 57–74.