Верхнее меню

Демографические процессы в Роcсии и медико-биологические проблемы возрастного развития детей

DEMOGRAPHIC PROBLEMS IN RUSSIA AND MEDICAL AND BIOLOGICAL PROBLEMS OF CHILDREN DEVELOPMENTAL AGE



С.И. Сороко
S.I. Soroko
soroko@iephb.ru
зав. лабораторией сравнительных эколого-физиологических исследований Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, академик РАЕН, член-корреспондент РАН, лауреат Государственной премии СССР, доктор медицинских наук, профессор
Head of Laboratory of Comparative Ecological and Physiological Research, I. Sechenov Institute of Evolutional Physiology and Biochemistry of Russian Academy of Science, member of Russian Academy of Natural Sciences, corresponding member of Russian Academy of Science, laureate of state prize of USSR, Doctor of Medicine, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • демография
  • демографические процессы в России
  • дети и подростки
  • постнатальное развитие
  • влияние факторов Севера на здоровье и развитие детей
  • головной мозг
  • системное и мозговое кровообращение
  • электроэнцефалография
  • краниодопплерография
  • психические процессы
  • Keywords:

  • demography
  • demographic processes in Russia
  • children and adolescents
  • postnatal development
  • impact of the North factors on children’s health and development
  • brain
  • system and cerebral blood flow
  • craniodopplerography
  • mental processes
  • Рассматриваются проблемы изменения численности населения России, показатели заболеваемости, смертности. Кратко анализируются социальные и экономические причины негативного влияния на эти показатели. Рассмотрены медико-физиологические проблемы возрастного развития детей. Приведены результаты собственных исследований влияния неблагоприятных климатогеографических, техногенных и социально-экономических факторов Севера на физическое и психическое развитие детей и подростков. Приводятся данные о принимаемых Президентом и Правительством РФ мерах, направленных на поддержку малодетных и многодетных семей, улучшение медицинского обслуживания россиян.

    We consider the problem of changes in the population size in Russia as well as the rate of morbidity and mortality. Social and economic reasons for negative influence on the rates in question are briefly analyzed. Medical and physiological problems of developmental age are explored. We offer the results of our own studies concerning the adverse influence of the climate and technological and socio-economic factors of the North on physical and mental development of children and adolescents. We give certain data on the President and Government’s measures aimed at supporting small and large families and improving the health care in the Russian Federation.

    Обзор статьи

    Президентом и Правительством РФ поставлены задачи более интенсивного освоения новых территорий Арктического региона и Дальнего Востока, шельфов Северного Ледовитого океана, укрепления северных границ [5].
    Известно, что экономическое развитие любой территории определяется тремя основными условиям: 1) наличием запасов полезных ископаемых и условий для развития скотоводства и производства сельскохозяйственной продукции; 2) размером инвестиций; 3) населением (человеческим потенциалом), способным не только закрепиться на данной территории, но и успешно трудиться во всех отраслях хозяйства, воспроизводить здоровое потомство.
    Неопределенность политики государства в отношении северных районов в течение многих лет и курс газовых, нефтяных и горнодобывающих компаний на использование вахтовых методов труда привели к разрушению бывшей инфраструктуры северных городов и поселков, к массовому оттоку населения. С древних времен известно, что принадлежность территории к тому или иному государству определяется проживанием на ней постоянного населения. Именно поэтому царское правительство посылало регулярные морские экспедиции для установления границ Российской империи и заселяло необитаемые северные и дальневосточные острова и прибрежные территории русскими людьми. Теперь, исправляя ошибки прежнего руководства новой России, мы вынуждены начинать все сначала. Однако, несмотря на обещаемые льготы, привлечь переселенцев на эти территории уже не так просто. Для этого требуется создание благоприятной системы жизнеобеспечения для вновь привлекаемого населения, достойной заработной платы, введение социальных льгот и выплат, компенсирующих потери здоровья и ограничения в получении привычных для современного человека услуг. Кроме того, сегодня страна испытывает дефицит трудовых ресурсов для успешного развития экономики даже в обжитых районах.
    В этой связи демографическая политика, забота об охране здоровья и гармоничном развитии молодого поколения является не только медико-биологической, но и важнейшей социально-экономической проблемой государства и общества. Не может быть страны без людей. Казалось бы, эту немудреную истину должны понимать все, и в первую очередь, руководители государства. Однако занятые пресловутой перестройкой, «отцы-основатели» и демократы-реформаторы новой России направили все свои усилия на демонтаж государственного устройства великой страны и занялись грабительской приватизацией ее недр, заводов, фабрик, лишив население всех банковских накоплений, рабочих мест и доведя его до грани выживаемости. Недальновидная социально-экономическая политика 1990-х годов с ее «шоковой терапией» привела к тому, что Россия с 25-го места в мире по средней продолжительности жизни скатилась на 142-е, попав в группу наименее развитых стран наряду с государствами Африки и Азии. Россия впервые в своей истории в мирное время столкнулась с острым демографическим кризисом. Именно в роковые годы перестройки рождаемость в России снизилась на 30%, а смертность на 60% превысила смертность в развитых странах.
    Нынешним Президенту и Правительству РФ, Государственной Думе приходится принимать значительные усилия, чтобы справиться с этой ситуацией и не допустить дальнейшего падения численности населения страны [1; 2; 3; 4].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (закон о материнском капитале) // Всё про материнский капитал: [сайт]. URL: www.materinskiy-semeyniy-kapital.ru (дата обращения: 05.04.2016).
    2. Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1993 г. № 1908 «О Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.04.2016).
    3. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Всё про материнский капитал: [сайт]. URL: www.materinskiy-semeyniy-kapital.ru (дата обращения: 05.04.2016).
    4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.04.2016).
    5. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Утверждена постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: www.government.ru (дата обращения: 05.04.2016).
    6. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год. 165 с. // Министерство здравоохранения Российской Федерации: [сайт]. URL: www.static-0.rosminzdrav.ru (дата обращения: 05.04.2016).
    7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Проблемы развития психики. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 345 с.
    8. Геология урана, геоэкология, гляциология / отв. ред. В.М. Котляков, ИГ РАН; отв. сост. А.Л. Собисевич, ИФЗ РАН. М.: Изд-во ИФЗ РАН, 2011. 431 с.
    9. Добродеева Л.К., Сенькова Л.В. Состояние иммунной системы у человека на Севере / Проблемы экологии человека. Архангельск, 2000. С. 69–74.
    10. Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства. Научная сессия академий. М.: Наука, 2007. 260 с.
    11. Кузнецов О.Л. Четверть века РАЕН: пять ступеней вверх // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2016. № 1. С. 13–18.
    12. Оценка и пути снижения негативных последствий экстремальных природных явлений и техногенных катастроф, включая проблемы ускоренного развития атомной энергетики: Научные результаты, полученные в 2009–2011 годах при выполнении Программы № 4 фундаментальных исследований Президиума РАН / отв. сост. А.Л. Собисевич. М.: Изд-во ИФЗ РАН, 2011. 220 с.
    13. Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вестник Российской академии наук. 2004. № 3. Вып. 74. С. 209–218.
    14. Сороко С.И., Трубачев В.В. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления. СПб.: Политехника-сервис, 2010. 607 с.
    15. Сороко С.И. Медико-физиологичес-кий мониторинг возрастного развития детей в Арктической зоне Российской Федерации как одна из актуальных социальных проблем // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2015. № 3. С. 130–135.
    16. Сороко С.И., Бурых Э.А., Бекшаев С.С. [и др.]. Особенности формирования системной деятельности мозга у детей в условиях Европейского Севера (проблемная статья) // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2006. Т. 92. № 8. С. 905–929.
    17. Сороко С.И., Максимова И.А., Протасова О.В. Возрастные и половые особенности содержания макро- и микроэлементов в организме детей на Европейском Севере // Физиология человека. 2014. № 6. Вып. 40. С. 23–33.
    18. Ткачев А.В., Бойко Е.Р., Губкина З.Д. [и др.]. Эндокринная система и обмен веществ у человека на Севере / Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар, 1992. 312 с.
    19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1971. С. 60–78.
    20. Carron A.V., Balley D.A. Strength development in boys from 10 through 16 years // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1974. № 4. Vol. 39. P. 1–37.
    21. Cook W.W. Individual trait differences in public schools with implications for school organization and curriculum development // Teach. Coll. Journal. 1947. № 19. P. 56–70.
    22. Dunn J., Brown J., Beardsall L. Family talk about feeling states and children`s later understanding of others` emotions // Developmental Psycology. 1991. № 3. Vol. 27. P. 448–455.
    23. Rozhkov V.P., Nikolaev I.V., Soroko S.I. Comparative Assessment of Cerebral Hemodynamics in School-Age Children Living in the Far Eastern and European North // Neuroscience and Behavioral Physiology. 2013. № 5. Vol. 43. P. 629–642.
    24. Soroko S.I., Shemyakina N.V., Nagornova Zh. V., Bekshaev S.S. Longitudinal study of EEG frequency maturation and power changes in children on the Russian North // International Journal of Developmental Neurosci. 2014. № 38. P. 127–137.
    25. Soroko S.I., Bekshaev S.S., Rozhkov V.P. Correlates of Genophenotypic Characteristics of Brain Development in Children of the Aboriginal and Settler Populations in Northeast Russia // Neuroscience and Behavioral Physiology. 2013. № 7. Vol. 43. P. 783–798.