Верхнее меню

Актуальные вопросы регулирования курса национальной валюты

Topical Problems of Regulating National Currency Exchange Rate



О.Ю. Орлова
O.Yu. Orlova
dekanat205@yandex.ru
доцент кафедры банков и финансовых рынков ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Banks and Financial Markets, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • национальная курсовая политика
  • национальная валюта
  • оптимальный режим валютного курса
  • «управляемое плавание» валютного курса
  • Keywords:

  • national exchange rate policy
  • national currency
  • optimal regime of currency exchange rate
  • controllable floating of currency exchange rate
  • Рассматривается проблема выбора оптимального режима валютного курса в современных условиях общемировой макроэкономической нестабильности и высокой волатильности международных финансовых рынков. Анализируются последствия принятия регулирующими органами решений в области государственной валютной политики и регулирования валютного курса национальной валюты для достижения устойчивой финансовой стабилизации российской экономики.

    We consider the problem of choosing an optimal regime of the currency exchange rate under the current conditions of global macroeconomic instability and high volatility of international financial markets. We analyze the consequences of the decisions of the governmental bodies concerning the state currency policy and the regulation of currency exchange rate to achieve financial stabilization of Russian economy.

    Обзор статьи

    По мере возрастания степени интеграции России в мировое экономическое сообщество проблемы стабилизации национальной экономики и приведения финансовой и денежно-кредитной систем в соответствие с мировыми стандартами приобретали все большее значение для российской экономики оказывая воздействие на валютный курс рубля, внешнюю торговлю, на состояние финансового рынка в целом. На современном этапе развития международного финансового рынка эффективная адаптация отечественной валютной политики к качественно новой ситуации, складывающейся в сфере международных экономических отношений, приобретает все более существенное значение. Несмотря на трудности, объективно возникающие в процессе формирования и эволюции государственной экономической политики и становления полноценного валютного рынка, Россия исторически занимает важное место в мировой экономике, и от того, насколько эффективной окажется система государственного регулирования валютных отношений, во многом будет зависеть положение России как полноправного члена международного экономического сообщества.
    В настоящее время, в условиях высокой волатильности мирового финансового рынка и сохраняющейся напряженности в политической сфере, одной из фундаментальных проблем в разработке стратегии качественного управления национальной экономикой становятся вопросы регулирования курса национальной валюты, который играет существенную роль в достижении устойчивой макроэкономической стабильности.
    Валютный курс на уровне международных отношений традиционно являлся инструментом внешней политики, однако начиная с 1970-х годов, когда установление валютного режима оказалось в абсолютной компетенции государства, а не надгосударственных организаций, большинство проблем, лежащих в области регулирования валютного курса, приобрели новое значение и остроту. В конце же 1990-х годов вопрос выбора адекватного режима валютного курса приобрел особую актуальность, так как стало очевидно, что от его эффективного решения зависит будущее мировой экономики. Соответственно, все чаще стали возникать рекомендации о более жесткой валютной дисциплине, об ограничении колебаний валютного курса, о привязке неустойчивых валют к более устойчивым, о преимуществах и недостатках введения того или иного режима валютного курса – от полной фиксации до «свободного плавания», о возможности использования механизмов, позволяющих через валютный курс контролировать национальную денежно-кредитную политику.
    По нашему мнению, в основе проблемы выбора наиболее эффективного режима валютного курса лежит проблема поиска оптимального баланса рычагов внутренней и внешней экономической политики, которые в общем плане обеспечили бы для государства, проводящего такую политику, благоприятные условия с точки зрения достижения положительных параметров экономического роста в относительно стабильной ценовой среде и состоянии платежного баланса, соответствующего стратегическим целям экономического развития данного государства.
    В ходе дискуссии по проблеме выбора адекватного валютного режима в Российской Федерации необходимо принимать во внимание опыт мирового сообщества, относительно недавно пережившего глубокий финансовой кризис. В частности, серьезные экономические потрясения в странах Азиатско-Тихо-океанского региона, в качестве одной из основных причин которого многие западные экономисты указывали именно риск, связанный с привязкой национальной валюты к одной иностранной. По мнению министра финансов Японии К. Миазявы [2], данная политика приводит к утрате внимания к риску валютного курса со стороны как иностранных инвесторов, так и со стороны внутренних заемщиков, к устойчивым отклонениям валютного курса от экономически детерминированного уровня и в конечном итоге к активизации спекуляций, что впоследствии заканчивается кризисом.
    Следует также отметить, что важную роль в программе стабилизации на основе валютного курса большое значение имеет доверие общественности к проводимой политике. Однако в условиях, сложившихся сегодня в мировой экономике, во многом определяемых общей геополитической и экономической нестабильностью, установление Банком России ориентиров динамики обменного курса рубля в форме публичных обязательств может иметь скорее негативный эффект и восприниматься участниками рынка как сигнал для усиления давления на национальную валюту. Попытки реанимировать практику поддержания искусственной стабилизации курса национальной валюты в нестабильных экономических условиях, также как и привязка ее значения на более или менее продолжительный период, неминуемо должна привести к повторному увеличению нереализованного инфляционного потенциала в величине обменного курса рубля, а следовательно, к накоплению противоречий между его номинальной и реальной стоимостью. Указанное противоречие возможно нейтрализовать за счет валютных интервенций Банка России, однако это приведет к сокращению официальных валютных резервов и соответствующему снижению доверия участников рынка к проводимой денежными властями регулирующей политике. В случае снижения официальных валютных резервов до минимального приемлемого уровня накопленные противоречия разрешаются в результате валютного кризиса, который и произошел, например, в августе 1998 г. Данный кризис привел к кардинальным изменениям макроэкономической ситуации в стране, что вызвало потребность в столь же кардинальном изменении целей и задач не только текущей, но и стратегической валютной политики.
    Принимая во внимание приведенные выше рассуждения, наиболее адекватным на данном этапе развития российской экономики и мировой экономической конъюнктуры представляется режим «управляемого плавания» валютного курса в форме так называемого «грязного плавания» («dirty floating»), то есть курсообразования на основе соотношения рыночного спроса и предложения на национальную и иностранную валюту, которое формируется, в том числе, под воздействием валютных интервенций, предусматривающих покупку или продажу иностранной валюты со стороны центрального банка. В современном экономическом мире даже относительно свободное плавание курсов большинства валют по отношению друг к другу не означает полного невмешательства государства в процесс формирования валютного курса. Практически все страны индивидуально или скоординированно используют механизмы денежной политики для воздействия на валютный курс в необходимом направлении. В результате этого воздействия валютный курс определяется уже не только в результате соотношения рыночного спроса и предложения на валюту, но и интересами государственных властей, в соответствии с которыми принимаются решения о вмешательстве в процесс свободного формирования валютного курса, плавание валют оказывается «грязным», а сам валютный курс отправляется в «грязное плавание».

    Список использованной литературы

    1. Доклад Стиглица. О реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. Доклад Комиссии финансовых экспертов ООН. М.: Международные отношения, 2012.
    2. Ишина И.В., Наточеева Н.Н. Финансово-экономические последствия банковских кризисов для экономики России // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 6. С. 357–362.
    3. Материалы агентства Рейтер, выступление К. Миазявы (министра финансов Японии) 15.12.1998 г., Токио // Банковское дело. 1999. № 4.
    4. Международное и зарубежное финансовое регулирование: институты, сделки, инфраструктура: монография / под ред. А.В. Шамраева. В 2-х ч. Ч. 2. М.: КНОРУС; ЦИПСиР, 2014.
    5. Пилипенко З.А. Механизмы финансовой стабилизации экономических систем западных стран в условиях глобального кризиса и возможности их применения в России: монография. М.: Компания «Спутник+», 2010.
    6. Стратегический глобальный прогноз – 2030. Расширенный вариант / под ред. акад. А.А. Дынкина; ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2013.
    7. Финансовые рынки и финансово-кре-дитные институты / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. СПб.: Питер, 2013.